К здоровой семье через детский сад!

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение 

"Детский сад № 17 "Сказка"

комбинированного вида"

г.Новая Ладога

 

К здоровой семье через детский сад!

 

 

                                   

Памятка родителям "При покупке путевки в оздоровительный лагерь" 

Рекомендации по профилактике гриппа 2020

Информационные материалы по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции размещены на сайтах: http://47.rospotrebnadzor.ru/  и http://cgon.rospotrebnadzor.ru/


 

 

 

Детям совершенно так же, как и взрослым ,

                                                                         хочется быть здоровыми и сильными,

                                                                     только дети не знают, что для этого

                                                                 надо делать. Объясним им, и они

                                  будут беречься.

                                                                                              «Педагогика сердца».

 Януш Корчак

 

 Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.

 По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.

 Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.

 Валеология - наука  и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.

  Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

1.     Системный подход.  Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка.  Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности

2.     Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.

3.     Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.

4.     Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

5.     Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.

6.     Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Задачи валеологического воспитания:

 1.     Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.

2.     Накопление знаний о здоровье.

3.     Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

 Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая,  трудовая и др.

Формы организации деятельности детей

1.Занятия с валеологической направленностью.

Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.

Задачи:

·        Формирование у детей сознания того, что человек  - часть природы и общества.

·        Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.

·        Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.

·        Выработка навыков личной гигиены.

·        Закаливание детей.

·        Профилактика и устранение вредных привычек.

·        Осуществление валеологического мониторинга.

 Этапы формирования понятий:

 Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».

 Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.

 Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.

 Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.

 2. Примерная тематика занятий по валеологии

Младшая группа

Средняя группа     

Старшая группа

Подготовительная группа

1. Я и моё настроение.

  2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями).

3.Я умею одеваться.

 4.Что такое хорошо, что такое плохо.

 5.Глазки - подсказки.

 6.Носики – курносики.

 7.Микробы.

  8.Здоровье и болезнь.

 

1.Как ухаживать за собой.

 2.Почему я вижу.

 3.Почему я слышу.

 4.Нос и уход за ним.

  5.Приятного аппетита.

 6.Какая пища полезней.

 7.Зачем мы спим.

 8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

1.Как устроен человек.

 2.Красивая осанка.

 3.Сердце моё.

 4. Как мы дышим.

 5. Как мы едим (органы пищеварения).

6.Береги зубы.

 7. Личная гигиена.

 8.Откуда берутся болезни.

1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание).

2.Моё зрение.

 3.Работа сердца.

 4.Как я распознаю запахи.

 5.Мой мозг.

  6.Самая быстрая улитка в мире (слух).

7. Витамины и здоровый организм.

 8. Спорт – это здоровье.

 2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.

 Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.

 3.Самостоятельная деятельность детей.

При организации валеологической работы воспитатель может и должен:

1.     Выполнять правила СанПина.

2.     Использовать здоровьесберегающие технологии.

3.     Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.

4.     Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.

5.     Использовать многовариативность форм, методов, средств.

 Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».

Задачи:

·        Установление доверительно-делового контакта с родителями;

·        Повышение педагогической культуры родителей;

·        Пропаганда ЗОЖ;

·        Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.

Формы работы с родителями:

1)    Общие родительские собрания;

2)    Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

3)    Телефон доверия;

4)    Проведение совместных мероприятий:  - спортивных, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;

5)    Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;

6)    Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;

7)    Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.

В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:

1.     Снижение заболеваемости.

2.     Рост уровня физического и психического здоровья.

3.     Повышение двигательной активности детей.

4.     Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.

5.     Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.

6.     Общая подготовленность к обучению в школе.

7.     Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

    Валеологическое воспитание является очень важным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.

 Примерные темы бесед и родительских собраний:

  Младшая группа

  «Индивидуальные особенности моего ребёнка».

 «Опять ОРЗ. Новое – хорошо  забытое старое».

 «Ещё раз о витаминах и правильном питании».

 «Научите ребёнка радоваться».

 «Семья – надёжный щит психического здоровья детей».

 «Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».

 Средняя группа

 Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом.

«Почему ругаются дети».

«Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок.

«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка».

«Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях».

«Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».

  Старшая группа

 День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад.

«О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия».

«Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка».

«Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться.

«Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».

 Подготовительная группа

 «Критерии готовности ребёнка к школе».

«Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье».

«Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?».

«Я боюсь». О детских страхах.

«Причины плохого аппетита».


 

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии используемые в МДОБУ «Детский сад № 17 «Сказка»

 

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

 

Особенности методики проведения

 

Ответственный

 

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.     

 

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка. 

 

·        инструктор по ФИЗО

·        музыкальный руководитель

·        воспитатели

 

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время СОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Для профилактики переутомления.

 

·        воспитатели

 

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В группе используем лишь элементы спортивных игр.

 

·        инструктор по ФИЗО

·        воспитатели

 

Релаксация       

 

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        .

 

 

·        инструктор по ФИЗО

·        психолог

·        воспитатели

 

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, ДДТ, оформлении группы к праздникам.

Осуществляется на СОД  по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.        

 

·        воспитатели

 

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)       

 

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

·        инструктор по ФИЗО

·        музыкальный руководитель

·        воспитатели

·        психолог

 

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога        

 

·        инструктор по ФИЗО

·        музыкальный руководитель

·        воспитатели

·        психолог

 

Гимнастика дыхательная    

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

·        инструктор по ФИЗО

·        музыкальный руководитель

·        воспитатели

·        психолог

 

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. 

 

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, умывание; ходьба по дорожке «Здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в спальне.

 

·        воспитатели

 

Оздоровительный бег

В теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

 

·        инструктор по ФИЗО

·        воспитатели

 

 

Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение   

 

·        инструктор по ФИЗО

 

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)    

 

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

 

СОД может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

·        психолог

·        воспитатели

 

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин.        

 

СОД строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

 

·        психолог

·        воспитатели

 

Беседы из серии «Здоровье»       

 

1 раз в неделю по 30 мин.

 

Включены в сетку СОД в качестве познавательного развития.  

 

·        воспитатели

 

Самомассаж

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

 

        

·        инструктор по ФИЗО

·        воспитатели

 

 

Коррекционные технологии

 

Технологии музыкального воздействия      

 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

·        инструктор по ФИЗО

·        музыкальный руководитель

·        воспитатели

 

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьера группы. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.    

·        психолог

·        воспитатели

 

Технологии коррекции поведения

 

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин.

 

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Совместная деятельность проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы.

 

·        психолог

·        воспитатели

 

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

·        психолог

·        воспитатели

 

Этапы  внедрения здоровьесберегающих технологий

·        Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.

·        Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.

·        Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.

·        Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.

·        Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.

·        Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

·        различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

·        комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

·        физкультурные занятия всех типов;

·        оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки)  и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

·        организация рационального питания;

·        медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

·        соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

·        комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

·        Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;

·        Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;

·        Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;

·        Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и  родителей;

·        Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;

·        Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;

·        Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

 

Планируемые результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1.    Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей  ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3.    Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.    Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.    Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

 

Десять золотых правил здоровьесбережения:

·        Соблюдайте режим дня!

·        Обращайте больше внимания на питание!

·        Больше двигайтесь!

·        Спите в прохладной комнате!

·        Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·        Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·        Гоните прочь уныние и хандру!

·        Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·        Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·        Желайте себе и окружающим только добра!

Полезные ссылки

Здоровье детей http://zdd.1september.ru 

 

Дата последнего обновления страницы 23.11.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения