Памятка родителям "При покупке путевки в оздоровительный лагерь"
Рекомендации по профилактике гриппа 2020
Информационные материалы по информированию населения о мерах личной и общественной профилактики гриппа, ОРВИ и коронавирусной инфекции размещены на сайтах: http://47.rospotrebnadzor.ru/ и http://cgon.rospotrebnadzor.ru/
Детям совершенно так же, как и взрослым ,
хочется быть здоровыми и сильными,
только дети не знают, что для этого
надо делать. Объясним им, и они
будут беречься.
«Педагогика сердца».
Януш Корчак
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них – это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения формировались вовремя.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55 % зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25 % от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности, на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране.
Поэтому важным звеном в работе детского сада является валеологическое воспитание дошкольников.
Валеология - наука и сфера человеческой деятельности, изучающая возможности наилучшей адаптации человека к условиям окружающей среды путём ведения здорового образа жизни.
Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Валеологическая воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:
1. Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально – волевую сферу ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при взаимодействии ДОУ, родителей, общественности
2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести за собой.
3. Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование безопасных приёмов оздоровления, апробированных и официально признанных.
4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
5. Принцип альтруизма. Научился сам – научи друга.
6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Задачи валеологического воспитания:
1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
2. Накопление знаний о здоровье.
3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Формы организации деятельности детей
1.Занятия с валеологической направленностью.
Рекомендуется проводить со второй младшей группы один раз в месяц (в блоке «Познавательно – исследовательская деятельность»), со средней группы – интегрированная НОД по ЗОЖ и ОБЖ.
Задачи:
· Формирование у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
· Воспитание заботливого и бережного отношения к личному здоровью.
· Выстраивание гармоничных отношений детей с неживой и живой природой.
· Выработка навыков личной гигиены.
· Закаливание детей.
· Профилактика и устранение вредных привычек.
· Осуществление валеологического мониторинга.
Этапы формирования понятий:
Вторая младшая группа – формирование понятия «здоровый человек».
Средняя группа – информационная среда (строение человека, органы), формирование отношения к себе.
Старшая группа – знакомство с ОБЖ, формирование профилактического мышления, обучение саморегуляции.
Подготовительная группа – формирование межличностных отношений.
2. Примерная тематика занятий по валеологии
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
Подготовительная группа |
1. Я и моё настроение. 2. Дружим с водой ( знакомство с умывальными принадлежностями). 3.Я умею одеваться. 4.Что такое хорошо, что такое плохо. 5.Глазки - подсказки. 6.Носики – курносики. 7.Микробы. 8.Здоровье и болезнь.
|
1.Как ухаживать за собой. 2.Почему я вижу. 3.Почему я слышу. 4.Нос и уход за ним. 5.Приятного аппетита. 6.Какая пища полезней. 7.Зачем мы спим. 8.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. |
1.Как устроен человек. 2.Красивая осанка. 3.Сердце моё. 4. Как мы дышим. 5. Как мы едим (органы пищеварения). 6.Береги зубы. 7. Личная гигиена. 8.Откуда берутся болезни. |
1. Сохрани своё здоровье сам (закаливание). 2.Моё зрение. 3.Работа сердца. 4.Как я распознаю запахи. 5.Мой мозг. 6.Самая быстрая улитка в мире (слух). 7. Витамины и здоровый организм. 8. Спорт – это здоровье. |
2.Индивидуальная и подгрупповая деятельность по заданию и под контролем.
Например, в младшей группе формирование навыков самообслуживания, обучение пальчиковой гимнастики и др., в старшей группе – закрепление навыков самообслуживания, обучение самомассажу и т.д.
3.Самостоятельная деятельность детей.
При организации валеологической работы воспитатель может и должен:
1. Выполнять правила СанПина.
2. Использовать здоровьесберегающие технологии.
3. Осуществлять личностно-ориентированный подход к детям.
4. Исключить стрессовые ситуации, сохранять благоприятный психологический климат в группе.
5. Использовать многовариативность форм, методов, средств.
Самая лучшая валеологическая программа не сможет дать положительных результатов, если её задачи не решаются совместно с семьёй, если в ДОУ не создано сообщество «дети – родители – педагоги».
Задачи:
· Установление доверительно-делового контакта с родителями;
· Повышение педагогической культуры родителей;
· Пропаганда ЗОЖ;
· Изучение, внедрение, распространение передового опыта семейного воспитания.
Формы работы с родителями:
1) Общие родительские собрания;
2) Дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;
3) Телефон доверия;
4) Проведение совместных мероприятий: - спортивных, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья; - вечеров развлечений; - дней именинника; - витаминных и чайных столов;
5) Создание библиотеки для родителей в кабинете методиста;
6) Проведение консультаций врача, психолога, логопеда, инструктора по физкультуре;
7) Организация выставок «Одежда и здоровье детей», «Мир глазами детей» и др.
В течение года рекомендуется проводить мониторинг с целью установления преемственности в семейном и общественном воспитании.
Эффективность работы по комплексному подходу в организации ЗОЖ ребёнка может быть определена следующими показателями:
1. Снижение заболеваемости.
2. Рост уровня физического и психического здоровья.
3. Повышение двигательной активности детей.
4. Динамика показателей физической подготовленности дошкольников.
5. Сознательное отношение детей к собственному здоровью и использование доступных способов его укрепления.
6. Общая подготовленность к обучению в школе.
7. Сотрудничество ДОУ с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.
Валеологическое воспитание является очень важным направлением в работе детского сада по приобщению детей к ЗОЖ.
Примерные темы бесед и родительских собраний:
Младшая группа
«Индивидуальные особенности моего ребёнка».
«Опять ОРЗ. Новое – хорошо забытое старое».
«Ещё раз о витаминах и правильном питании».
«Научите ребёнка радоваться».
«Семья – надёжный щит психического здоровья детей».
«Совместная игра с ребёнком – идеальное средство общения и взаимопонимания».
Средняя группа
Экскурсия по детскому саду « Каким я вижу дом радости». Совместная беседа за круглым садом.
«Почему ругаются дети».
«Левша». Поведение родителей. Особенный ребёнок.
«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости ребёнка».
«Правильное питание – один из основных факторов здоровья. Поговорим о сладостях».
«Интеллектуальные (логические) игры – средство коррекции поведения ребёнка».
Старшая группа
День открытых дверей. Как должен выглядеть современный детский сад.
«О прививках. Чеснокотерапия и аромотерапия».
«Сказкотерапия как средство эмоциональной устойчивости ребёнка».
«Я сержусь». Как научить ребёнка слушаться.
«Хобби – интересное дело для души вместе с папой и мамой».
Подготовительная группа
«Критерии готовности ребёнка к школе».
«Как мы общаемся дома. Ласковые слова и психологический климат в семье».
«Гиперактивный ребёнок. Болезнь или особенность характера?».
«Я боюсь». О детских страхах.
«Причины плохого аппетита».
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии используемые в МДОБУ «Детский сад № 17 «Сказка»
Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий |
Время проведения в режиме дня
|
Особенности методики проведения
|
Ответственный
| |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
| ||||
Ритмопластика |
Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин.
|
Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.
|
· инструктор по ФИЗО · музыкальный руководитель · воспитатели
| |
Динамические паузы (физкультминутки) |
Во время СОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. |
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Для профилактики переутомления.
|
· воспитатели
| |
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе. |
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В группе используем лишь элементы спортивных игр.
|
· инструктор по ФИЗО · воспитатели
| |
Релаксация
|
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. |
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы .
|
· инструктор по ФИЗО · психолог · воспитатели
| |
Технологии эстетической направленности |
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, ДДТ, оформлении группы к праздникам. |
Осуществляется на СОД по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.
|
· воспитатели
| |
Гимнастика пальчиковая |
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
|
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. |
· инструктор по ФИЗО · музыкальный руководитель · воспитатели · психолог
| |
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. |
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
|
· инструктор по ФИЗО · музыкальный руководитель · воспитатели · психолог
| |
Гимнастика дыхательная
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры |
· инструктор по ФИЗО · музыкальный руководитель · воспитатели · психолог
| |
Гимнастика пробуждения |
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
|
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, умывание; ходьба по дорожке «Здоровья»; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в спальне.
|
· воспитатели
| |
Оздоровительный бег |
В теплый период в утренний прием на улице или на прогулке. |
Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.
|
· инструктор по ФИЗО · воспитатели
| |
Технологии обучения здоровому образу жизни
| ||||
Физкультурное занятие |
2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. |
Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение
|
· инструктор по ФИЗО
| |
Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
|
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.
|
СОД может быть организована не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности |
· психолог · воспитатели
| |
Коммуникативные игры |
1-2 раза в неделю по 30 мин.
|
СОД строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
|
· психолог · воспитатели
| |
Беседы из серии «Здоровье»
|
1 раз в неделю по 30 мин.
|
Включены в сетку СОД в качестве познавательного развития.
|
· воспитатели
| |
Самомассаж
|
В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. |
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
|
· инструктор по ФИЗО · воспитатели
| |
Коррекционные технологии
| ||||
Технологии музыкального воздействия
|
В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. |
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. |
· инструктор по ФИЗО · музыкальный руководитель · воспитатели
| |
Технологии воздействия цветом |
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. |
Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьера группы. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. |
· психолог · воспитатели
| |
Технологии коррекции поведения
|
Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин.
|
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Совместная деятельность проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы.
|
· психолог · воспитатели
| |
Сказкотерапия |
2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста |
Используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. |
· психолог · воспитатели
| |
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
· Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
· Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
· Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
· Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
· Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
· Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.
Система здоровьесбережения в ДОУ:
· различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
· комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
· физкультурные занятия всех типов;
· оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
· организация рационального питания;
· медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
· соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
· комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
· Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
· Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
· Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
· Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
· Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
· Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
· Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Планируемые результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения:
· Соблюдайте режим дня!
· Обращайте больше внимания на питание!
· Больше двигайтесь!
· Спите в прохладной комнате!
· Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
· Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
· Гоните прочь уныние и хандру!
· Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
· Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
· Желайте себе и окружающим только добра!
Полезные ссылки
Здоровье детей http://zdd.1september.ru